Наблюдения за живой и неживой природой.
Сезонные явления. Можно наблюдать за безоблачным небом, легкими пушистыми облачками. Но появятся огромные тучи, налетит веселый дождь-шалунишка, всех разгонит, пошумит и умчится.
Ты слышал песенку дождя: »кап-кап-кап»? А ты видел радугу-дугу? А нужен ли дождь и кому? Кто напился? Кто умылся? (Упражнения на ориентировку в пространстве, первые познания о живом и неживом – вот столько задач решается в этих вопросах). Мокрые скамейки, нельзя сидеть; мокрые аллеи, нельзя побегать, и тротуар залит потоками. Но они довольны – дождь всех умыл. А кто и умылся и напился – так это кусты, деревья, цветы. Детям нравится «Дождик» Б. Заходера. Они с удовольствием вторят вслед за взрослыми: «Кап! Кап»
Обратите внимание ребенка на теплый ласковый ветерок, что играет с листьями, цветами, травой. Внезапно налетел сильный порывистый ветер, зашумел в верхушках деревьев, погнал все, что плохо лежит. Нечего охать, ахать, а нужно как папа, встать навстречу ветру и продекламировать: «Ветер, ветер, ты могуч…» и т.д.
Постепенно подведите малыша к первоначальному пониманию времени года – лету. Солнышко ласковое греет. Все рады ему. Называй, кто радуется. Дети в разноцветных одеждах похожи на кого? И цветы пестрые вокруг. Лето прекрасное, лето красное. Лето красного цвета.
Природный материал. Песок и вода. У водоема приятно походить босиком по теплому песку. Почему он теплый? Папа спрятал в песке мамины босоножки. Где же они?
А если полить песок водой? На нем замечательно рисовать веточкой, что захочется. Можно опечатать следы собственных ладоней: у кого больше по размеру? Папа обведет на песке силуэт собственной крохи, пусть малыш полюбуется своим изображением.
Прошумел и убежал дождь, а вокруг все засверкало под лучами солнца. Лужи на асфальте большие и маленькие, глубокие и мелкие – проверяй палкой, а не ногой! А папа опять предлагает: называй, что тонет, что плавает, а потом проверяй – бросай в лужу. В ход пошли камешки, желуди, веточки, кусочки бумаги.
Журчат, скачут, торопятся ручьи. Одни широкие, другие узкие. Как определить? Да просто перешагнуть узкие и обойти широкие. С папой все можно.
Камешки и ракушки. Проведи по ним пальцем, сравни: гладкое – шероховатое. Мокрые камешки интереснее сухих. На что похожи некоторые из них? Камешки можно сортировать: большие-маленькие, черные – белые. Папа рисует на песке, а малыш по контуру выкладывает камешки, а то и просто узоры, чередуя ракушку – камешек.
Трава и цветы. На лужайке блести на солнце зелень травы. Мама предлагает провести рукою, почувствовать, какая нежная травка – муравка, шелковая.
На зеленом ковре ярко выделяются цветы. В начале лета – одуванчики, затем ромашки, колокольчики, полевая гвоздика. На что похожи одуванчики? Мама думает, что на цыплят, а малыш, что на солнышко. Пусть будет так, нужно считаться с мнением других. У ребенка вырабатывается самооценка, он чувствует себя равноправным членом семьи. Папа достает лупу, чтобы получше рассмотреть тоненькие лепесточки гвоздички. Рассмотрели и ромашку. Мама говорит, что у нее лепестки, как реснички. Интересное сравнение. А какие ресницы у папы? Мама с улыбкой предлагает: «Отгадайте мою загадку: «Стоят в поле сестрички – желтый глазок, белые реснички».
На клумбах в парке сначала цветут тюльпаны и нарциссы, затем пионы, розы, анютины глазки, гвоздики, а к концу лета – хризантемы и астры.
И каждый раз можно упражняться в одном и том же с неиссякаемым интересом: где нарцисс, где тюльпан? Найди тюльпаны разной окраски и назови ее. Проводя пальчиком снизу вверх, называй: стебель, лист, цветок. Одни цветы высокие, другие низкие, у одних пушистые головки, у других крохотные, но такие пахучие. Например, резеда. И везде мама учит бережно относиться к растениям, не рвать без нужды, не мять. А папа осторожно прячет в ладонях головку цветка, предлагает понюхать и отгадать: это резеда или ромашка? Петунья или одуванчик?
Шишки, желуди. Вместе с мамой так интересно рассматривать их, сравнивать по величине. Чей желудь крупнее? А шишка? Какой желудь на ощупь? Похож на камешек. А если взять в руки и камень, и желудь, можно отличить? Конечно камень тяжелее. Шишки колючие. А мама расскажет, кто питается желудями и почему шишки такие колючие. Она все знает.
Куст и дерево. Идя по парку, городу, обращайте внимание на деревья. Одни высокие, другие низкие. Знаешь как отличить их? Поведи рукою – это ствол, он шершавый. Достал до листьев? Нет? Это дерево. У него ствол, ветки и листья высоко.
А у куста ствола нет, ветки низко, можно дотянуться и до листьев. Стволы тонкие и толстые, даже папа не обхватит ладонями. А теперь папа дает задание: определи, какое из двух деревьев толще, какое тоньше и почему. Деревья высокие и низкие. Найди самое высокое из них. Бродя между деревьями, можно собирать опавшие веточки, кому какая понравилась, а потом каждый расскажет о своей веточке. Взрослые помогают ребенку фантазировать, а затем и сравнивать: чья длинная – коротка, толстая –тонкая.
В летнее время можно знакомить ребенка с березой и дубом. Пусть малыш ладонью почувствует шелковистую поверхность березы, а вы подскажите: белоствольная березка, кудрявая. А дуб? Могучий великан. А какие разные у них листья, рассмотри их.
Наблюдение за лесными зверями. В парках живут белки, встречаются ежи. Мама предусмотрительно захватила с собой корм для белки. Папа расскажет о ее житье – бытье. Главное, ребенок обогащает собственные знания о том, кто, где живет, чем питается, как называется жилище (нора, берлога, гнездо, дупло). Белка делает запасы на зиму, а еж?
Папа спрашивает: сколько ног у белки? А у воробья? Знаешь, почему так? И надолго идут рассуждения о том, чем животные отличаются от птиц.
Наблюдения за насекомыми. Муравьи, жуки, кузнечики. В тиши деревьев можно набрести на муравейник, понаблюдать издали за работой муравьев. Родители предупреждают: насекомые хрупкие создания, невольно модно нанести им вред. Мешать им нельзя, они трудятся и никого не обижают.
Мама подчеркивает – это про них есть поговорка: «Муравейник невелик, а горы копает».
По дороге бежит – спешит жук. Красивый, но мешать тоже не стоит, он торопится по своим делам. А вот с божьей коровкой можно общаться, но только осторожно.
Выйдя на поляну, ребенок сразу же замечает, что кто-то выскочил у него из – под ног. Папа предлагает все прислушаться. Слышен стрекот кузнечиков. Можно осторожно поймать одного и с помощью лупы разглядеть, а затем опустить: «Скачи к своим друзьям, передай о нас привет!»
Бабочка, мотылек. Взрослые предлагают полюбоваться ими, рассмотреть пестрые крылышки, но не трогать их. Мама объясняет: «Очень хрупкие крылышки, помнешь». Все решают, что бабочка – живой цветок. Осторожно ступая вслед за порхающей бабочкой, ребенок вместе с мамой произносит: «Не бойся, мы тебя не обидим, мы добрые люди!»
Рыбки и лягушки. Наблюдение за лягушкой, за рыбой носит эпизодической характер. Главное учить ребенка бережно обращению со всем живым.
Сезонные явления. Можно наблюдать за безоблачным небом, легкими пушистыми облачками. Но появятся огромные тучи, налетит веселый дождь-шалунишка, всех разгонит, пошумит и умчится.
Ты слышал песенку дождя: »кап-кап-кап»? А ты видел радугу-дугу? А нужен ли дождь и кому? Кто напился? Кто умылся? (Упражнения на ориентировку в пространстве, первые познания о живом и неживом – вот столько задач решается в этих вопросах). Мокрые скамейки, нельзя сидеть; мокрые аллеи, нельзя побегать, и тротуар залит потоками. Но они довольны – дождь всех умыл. А кто и умылся и напился – так это кусты, деревья, цветы. Детям нравится «Дождик» Б. Заходера. Они с удовольствием вторят вслед за взрослыми: «Кап! Кап»
Обратите внимание ребенка на теплый ласковый ветерок, что играет с листьями, цветами, травой. Внезапно налетел сильный порывистый ветер, зашумел в верхушках деревьев, погнал все, что плохо лежит. Нечего охать, ахать, а нужно как папа, встать навстречу ветру и продекламировать: «Ветер, ветер, ты могуч…» и т.д.
Постепенно подведите малыша к первоначальному пониманию времени года – лету. Солнышко ласковое греет. Все рады ему. Называй, кто радуется. Дети в разноцветных одеждах похожи на кого? И цветы пестрые вокруг. Лето прекрасное, лето красное. Лето красного цвета.
Природный материал. Песок и вода. У водоема приятно походить босиком по теплому песку. Почему он теплый? Папа спрятал в песке мамины босоножки. Где же они?
А если полить песок водой? На нем замечательно рисовать веточкой, что захочется. Можно опечатать следы собственных ладоней: у кого больше по размеру? Папа обведет на песке силуэт собственной крохи, пусть малыш полюбуется своим изображением.
Прошумел и убежал дождь, а вокруг все засверкало под лучами солнца. Лужи на асфальте большие и маленькие, глубокие и мелкие – проверяй палкой, а не ногой! А папа опять предлагает: называй, что тонет, что плавает, а потом проверяй – бросай в лужу. В ход пошли камешки, желуди, веточки, кусочки бумаги.
Журчат, скачут, торопятся ручьи. Одни широкие, другие узкие. Как определить? Да просто перешагнуть узкие и обойти широкие. С папой все можно.
Камешки и ракушки. Проведи по ним пальцем, сравни: гладкое – шероховатое. Мокрые камешки интереснее сухих. На что похожи некоторые из них? Камешки можно сортировать: большие-маленькие, черные – белые. Папа рисует на песке, а малыш по контуру выкладывает камешки, а то и просто узоры, чередуя ракушку – камешек.
Трава и цветы. На лужайке блести на солнце зелень травы. Мама предлагает провести рукою, почувствовать, какая нежная травка – муравка, шелковая.
На зеленом ковре ярко выделяются цветы. В начале лета – одуванчики, затем ромашки, колокольчики, полевая гвоздика. На что похожи одуванчики? Мама думает, что на цыплят, а малыш, что на солнышко. Пусть будет так, нужно считаться с мнением других. У ребенка вырабатывается самооценка, он чувствует себя равноправным членом семьи. Папа достает лупу, чтобы получше рассмотреть тоненькие лепесточки гвоздички. Рассмотрели и ромашку. Мама говорит, что у нее лепестки, как реснички. Интересное сравнение. А какие ресницы у папы? Мама с улыбкой предлагает: «Отгадайте мою загадку: «Стоят в поле сестрички – желтый глазок, белые реснички».
На клумбах в парке сначала цветут тюльпаны и нарциссы, затем пионы, розы, анютины глазки, гвоздики, а к концу лета – хризантемы и астры.
И каждый раз можно упражняться в одном и том же с неиссякаемым интересом: где нарцисс, где тюльпан? Найди тюльпаны разной окраски и назови ее. Проводя пальчиком снизу вверх, называй: стебель, лист, цветок. Одни цветы высокие, другие низкие, у одних пушистые головки, у других крохотные, но такие пахучие. Например, резеда. И везде мама учит бережно относиться к растениям, не рвать без нужды, не мять. А папа осторожно прячет в ладонях головку цветка, предлагает понюхать и отгадать: это резеда или ромашка? Петунья или одуванчик?
Шишки, желуди. Вместе с мамой так интересно рассматривать их, сравнивать по величине. Чей желудь крупнее? А шишка? Какой желудь на ощупь? Похож на камешек. А если взять в руки и камень, и желудь, можно отличить? Конечно камень тяжелее. Шишки колючие. А мама расскажет, кто питается желудями и почему шишки такие колючие. Она все знает.
Куст и дерево. Идя по парку, городу, обращайте внимание на деревья. Одни высокие, другие низкие. Знаешь как отличить их? Поведи рукою – это ствол, он шершавый. Достал до листьев? Нет? Это дерево. У него ствол, ветки и листья высоко.
А у куста ствола нет, ветки низко, можно дотянуться и до листьев. Стволы тонкие и толстые, даже папа не обхватит ладонями. А теперь папа дает задание: определи, какое из двух деревьев толще, какое тоньше и почему. Деревья высокие и низкие. Найди самое высокое из них. Бродя между деревьями, можно собирать опавшие веточки, кому какая понравилась, а потом каждый расскажет о своей веточке. Взрослые помогают ребенку фантазировать, а затем и сравнивать: чья длинная – коротка, толстая –тонкая.
В летнее время можно знакомить ребенка с березой и дубом. Пусть малыш ладонью почувствует шелковистую поверхность березы, а вы подскажите: белоствольная березка, кудрявая. А дуб? Могучий великан. А какие разные у них листья, рассмотри их.
Наблюдение за лесными зверями. В парках живут белки, встречаются ежи. Мама предусмотрительно захватила с собой корм для белки. Папа расскажет о ее житье – бытье. Главное, ребенок обогащает собственные знания о том, кто, где живет, чем питается, как называется жилище (нора, берлога, гнездо, дупло). Белка делает запасы на зиму, а еж?
Папа спрашивает: сколько ног у белки? А у воробья? Знаешь, почему так? И надолго идут рассуждения о том, чем животные отличаются от птиц.
Наблюдения за насекомыми. Муравьи, жуки, кузнечики. В тиши деревьев можно набрести на муравейник, понаблюдать издали за работой муравьев. Родители предупреждают: насекомые хрупкие создания, невольно модно нанести им вред. Мешать им нельзя, они трудятся и никого не обижают.
Мама подчеркивает – это про них есть поговорка: «Муравейник невелик, а горы копает».
По дороге бежит – спешит жук. Красивый, но мешать тоже не стоит, он торопится по своим делам. А вот с божьей коровкой можно общаться, но только осторожно.
Выйдя на поляну, ребенок сразу же замечает, что кто-то выскочил у него из – под ног. Папа предлагает все прислушаться. Слышен стрекот кузнечиков. Можно осторожно поймать одного и с помощью лупы разглядеть, а затем опустить: «Скачи к своим друзьям, передай о нас привет!»
Бабочка, мотылек. Взрослые предлагают полюбоваться ими, рассмотреть пестрые крылышки, но не трогать их. Мама объясняет: «Очень хрупкие крылышки, помнешь». Все решают, что бабочка – живой цветок. Осторожно ступая вслед за порхающей бабочкой, ребенок вместе с мамой произносит: «Не бойся, мы тебя не обидим, мы добрые люди!»
Рыбки и лягушки. Наблюдение за лягушкой, за рыбой носит эпизодической характер. Главное учить ребенка бережно обращению со всем живым.
Комментариев нет:
Отправить комментарий